Чугунные радиаторы отопления: типичные проблемы, особенности разборки и монтажа

Как самостоятельно определить и устранить неисправности чугунных батарей

Как выглядят чугунные радиаторы, знают все. Они по праву считаются долгожителями на отопительном рынке. Изобретенные в далеком 1855 году, они все еще пользуются популярностью у покупателей. Несмотря на огромный выбор импортных и отечественных радиаторов самых разных форм и конструкций, многие все равно останавливаются на чугунных моделях. Прослужив какое-то время, батареи начинают подтекать, хуже греют. Что лучше – поменять их или отремонтировать? Специалисты считают, что ремонт чугунных батарей имеет смысл. Если их привести в порядок, то замену можно отсрочить еще на несколько лет.

Конструкция и принцип работы чугунных радиаторов

Радиаторы имеют секционную конструкцию. По внешнему виду секции напоминают металлические колонны, внутри которых предусмотрены каналы для теплоносителя. Эти элементы соединяют между собой с помощью ниппельной системы. Стыки уплотняют паронитовыми или резиновыми прокладками. Высота приборов составляет 350-1500 мм, глубина достигает 65-500 мм. Мощность радиаторов зависит от количества секций и площади теплоотдачи. В помещениях батареи из чугуна размещают под подоконниками. Обычно крепления настенные – кронштейны, но существуют напольные модели на ножках.

В зависимости от модели чугунные радиаторы имеют мощность 100-300 Вт. Примерно 25-35% тепла передается с помощью излучения (радиации), часть – конвективным способом. Благодаря излучению прогрев более качественный: радиатор греет предметы, а не только воздух. Теплые слои воздуха поднимаются вверх, а излучение обеспечивает обогрев нижней части помещения. Так создается максимально комфортный температурный режим.

Что и почему может сломаться в радиаторе

Чугун хорошо переносит щелочную среду теплоносителя, слабо поддается коррозии и отличается высокой механической прочностью. Отопительные приборы имеют простую конструкцию и очень долговечны, поэтому поломки из-за банального износа металла – редкое явление. Яркий пример потенциально возможного срока службы – работающие дореволюционные батареи, сохранившиеся в домах некоторых петербуржцев. Но есть у чугунных батарей и слабые места, именно в них кроется «корень зла».

Самые распространенные причины неполадок в работе батарей

  • Большой вес, громоздкость

Батареи из чугуна велики и тяжелы, что становится проблемой при монтаже. Малейшие недочеты в установке могут приводят к неисправностям при эксплуатации. Если не позаботиться о достаточном количестве мощных кронштейнов, батареи может со временем перекосить, что тоже приведет к негативным последствиям.

  • Недостаточная устойчивость к высокому давлению и гидроударам

У чугуна хорошие технико-эксплуатационные характеристики, но нагрузка, которую способны создать отечественные теплосети, может оказаться слишком большой. Из-за гидроударов возможны протечки в местах соединения секций.

Вместе с горячей водой по трубам циркулируют посторонние примеси, мелкие частицы грязи, ржавчины, что приводит к засорам во внутренних каналах. Батареи нужно своевременно промывать, иначе неисправности в их работе неизбежны.

  • Износ межсекционных прокладок и резьбовых ниппелей

Стыки всегда «фактор риска». Ниппели и прокладки служат гораздо меньше, чем чугун. Их нужно периодически заменять. После этого можно надолго забыть о проблемах с отоплением.

Признаки поломки чугунного радиатора отопления

  • Комната плохо прогревается

Если во время отопительного сезона температура в помещении ниже привычной, уточните, как обстоят дела у соседей. Если у них нет жалоб, пора заняться отоплением. Возможно, обычная промывка каналов решит проблему.

  • На радиаторе появился налет

Обычно он образуется в местах стыков. Причина – низкое качество теплоносителя. Когда прокладки изнашиваются, они пропускают жидкость. После высыхания остается налет, похожий на накипь.

Самый очевидный признак неисправной работы – появление протечек. Ремонт предполагает герметизацию и наложение металлического хомута. Если течей в радиаторе несколько, лучше заменить прибор.

Способы ремонта батареи в зависимости от типа неисправности

  • Быстрый ремонт протечки на стыке

Течь устраняют с помощью обычного бинта или полоски ткани и эпоксидного клея. Бинт пропитывают клеем и плотно наматывают на место течи. После высыхания клея отремонтированный участок красят в цвет батареи. Такая «скорая помощь» обеспечивает герметичность в течение 1-2 лет.

  • Наложение временного хомута на место течи

Если бинт не подходит для срочного ремонта, то можно вырезать небольшой кусок плотной резины и затянуть его на месте протечки.

  • Установка металлического хомута

Хомут – это металлическое кольцо с герметизирующими пластинами, крепящимися с помощью двух болтов. Далее мы подробнее рассмотрим этот способ ремонта.

Это герметизирующий состав, напоминающий пластилин. Технология применения проста: сварку разминают до однородной массы и приклеивают к месту повреждения. Холодная сварка хорошо переносит высокие температуры, поэтому подходит для устранения небольших протечек.

Ремонт чугунных радиаторов своими руками

Обычно место протечки определяют без труда. Если же возникают сложности с диагностикой, радиатор снимают, погружают в ванну с водой и следят за появлением пузырьков воздуха. Место, из которого они поднимаются, не герметично. Когда подтекающий участок определен, следует подготовить материалы и инструменты:

  • тонкий металлический трос;
  • замазка;
  • кусок ткани;
  • металлический хомут или что-то, способное его заменить: изолента, проволока и т.п.

Порядок работ

  1. Застелите пол клеенкой, сверху положите ветошь, которая впитает лишнюю влагу.
  2. Тонким тросом зачистите подтекающий участок радиатора до металла, обезжирьте любым растворителем или бензином.
  3. Замажьте течь. Замазку нанесите на полосу ткани и плотно намотайте на поврежденный участок в несколько слоев. Если в качестве замазки используются металлический порошок или эпоксидная смола, то достаточно сделать 2-3 слоя. Если цинковые белила – 4-5. В качестве замазки также применяют холодную сварку. Для нее ткань не нужна.
  4. Наложите металлический хомут на замазку, стяните болтами и гайками. Следите, чтобы соединение было со стороны, противоположной течи. Если вместо хомута используется изолента, намотайте ее в несколько слоев и закрепите проволокой.

Ремонт чугунных батарей не сложен, не требует особых знаний и навыков, но если есть сомнения в своих силах или протечка действительно серьезная, лучше обратиться к специалистам. Старые радиаторы, которые не раз давали течи, имеет смысл заменить, иначе их ремонт станет постоянным занятием в течение каждого отопительного сезона.

Видео: ремонт батареи отопления

Опишите свой вопрос максимально подробно и наш эксперт ответит на него

Подготовку к новому отопительному сезону начинаю сразу же, как заканчивается предыдущий. Сначала осматриваю радиаторы на предмет выявления ржавчины и подтеков. Летом приступаю к ремонту, если такой требуется. Обычно обхожусь собственными силами, и работы ограничиваются лишь заделыванием холодной сваркой и подкрашиванием. Был случай, когда вылезла резиновая прокладка на соединении двух секций у новой батареи, тогда вызывала мастера для ее замены. А вот хомуты считаю временной мерой, которая применяется, когда нельзя отключить отопление и заменить секцию или всю батарею. Летом всегда меняю проблемный участок, чтобы ненароком на следующий отопительный сезон не затопить соседей.

Большое спасибо за полезный сайт!)

каков размер прокладок?( внутрений диамер и наружный ? какова толщина прокладок отдельно из резины и отдельно из паранита?Я себе пытался найти прокладки для ремонта и не нашел.Ни в нашем поселке ни в райцентре. Сейчас сделал высечку и буду пытатся делать из автомобильных камер.

Климат

Радиаторы являются важной частью любой системы отопления. В наше время существуют несколько главных видов отопительных батарей: стальные, алюминиевые, биметаллические, чугунные. Но вот уже более полувека на пике славы именно чугунные батареи. Не спешите их списывать, ведь они могут прожить в вашем доме «вторую жизнь». Сегодня мы поговорим о том, как разобрать чугунную батарею, помыть, покрасить и установить на место.

Содержание:

Необходимость установки чугунных батарей

Чугунные радиаторы по праву называются «легендарными». Они были достаточно популярными в прошлом веке, а то и вовсе единственными, и использовались в сооружениях и зданиях различного вида и назначения. Ни одну квартиру советской эпохи нельзя представить без таких громоздких и горячих агрегатов.

Чугунные батареи были не просто отопительными приборами, они использовались не только для обогрева. Хозяйки приспосабливали их для сушки промокшей обуви и постиранного белья, нагрева холодных вещей и даже разморозки мяса. Современные радиаторы таким же количеством функций похвастаться вряд ли могут!

Большим преимуществом чугуна перед другими материалами является его свойство противостоять коррозии. При надлежащей эксплуатации такой радиатор может прослужить более 50 лет. Он обладает низким гидравлическим сопротивлением и высокой теплоотдачей. Исключительная надежность и простата эксплуатации является весомым преимуществом этих радиаторов.

Но главным и основным достоинством чугунных радиаторов является не их низкая цена и отменная теплоотдача, а их способность хорошо функционировать в независимости от качества теплоносителя и от того, сколько воды в чугунной батарее. Наши потребители при монтаже батарей нового поколения думают редко о том, что поступающая вода в батареи должна отвечать европейским нормам, чтобы быть для европейских радиаторов безвредной.

Наш теплоноситель уступает во многом применяемому теплоносителю в развитых странах. В отечественных теплоносителях настолько много различной «химии», поэтому он низкого качества, и из-за этого металлические батареи нового образца порой не выдерживают этого и поддаются разрушающей силе вредных веществ.

Результат будет следующий: батареи «рвутся» со всеми отсюда вытекающими последствиями. И все это происходит, когда меньше всего ждешь, как правило, в жуткие морозы! С такой проблемой бороться сложно, значит, необходимо не допустить этого, установив в доме чугунные радиаторы.

Достоинства и недостатки чугунных радиаторов

Самое удивительное то, что не глядя на недостатки этого материала, установка чугунных батарей является не очень редким явлением. Такие радиаторы все еще пользуются огромной популярностью у наших соотечественников. Давайте выясним, почему:

  1. Доступность. Чугунные радиаторы являются одним из самых недорогих видов радиаторов, которые представлены на рынке. Этим и обусловлена в большинстве своем такая преданность чугуну.
  2. Долгое сохранение теплоты. Чугун нагревается долго, но также долго накопленное тепло сберегается, поэтому даже если в помещении отключили систему отопления, сохраняется для человека оптимальная температура.
  3. Функциональность. В наше время хозяйки и дальше продолжают сушить белье на батареях. И все-таки как бы это смешно не выглядело, но такой способ дает возможность это сделать максимально быстро.

Недостатки чугунных батарей заключаются в следующем:

  • Радиаторы довольно тяжелые. Такого вида радиаторы тяжело установить, потому что они тяжелые, поэтому монтажники в большинстве случаев работают бригадами, а не по одному, как это бывает часто при работе с биметаллом и алюминием. Поэтому на подключение чугунных батарей требуются соответствующие затраты.
  • Значительная тепловая инерция. Достаточно долго нагреваются чугунные батареи, из-за этого еще некоторое время в доме после подключения системы будет прохладно.
  • Непривлекательная внешность. По сравнению с прочими видами батарей, которые известны современному человеку, чугунные эстетично не выглядят, они не гладкие и более громоздкие.
  • Необходимость специального ухода. Установка чугунного радиатора является не последним действием, которое предстоит сделать с батареями. После установки идет черед покраски батарей, чтобы не было коррозии.

Подготовка к монтажу чугунных радиаторов

Пока еще неизвестно, сколько времени будет еще востребована установка чугунных радиаторов, но все-таки эти батареи являются рекордсменами по времени их применения, и пока не предвидится снижения уровня их популярности. Как утверждают специалисты, замена чугунных батарей нецелесообразна на какие-либо другие батареи, потому что чугун является более подходящим материалом для отопительных радиаторов.

Подготовительный этап к монтажу радиаторов включает выбор батарей и их закупку, покупку всех необходимых элементов (заглушки, кронштейны, кран Маевского, переходники). Перед тем как приступить к покупке последних деталей, выбираем батарею, потому что нередко к ней в комплекте идут кран и другие детали. Во время этого этапа производится установка кронштейнов, а также подготовка к установке батарей.

Процедура замены радиаторов нуждается в проведении некоторых подготовительных работ, что представляют собой перекрытие и слив со стояков отопления воды, а также демонтаж старого оборудования и их креплений. Также нужно иметь в виду, что при замене отопления (старых чугунных радиаторов) следует определиться со временем выполнения таких работ и договорится с необходимыми службами, чтобы они отключили в помещениях подачу горячей воды.

Монтаж чугунных радиаторов своими руками

Чугунные батареи отечественного производства в отличие от импортных приборов отопления нуждаются в обязательной протяжке межсекционных соединений, а также дополнительной покраске, предшествующей установке. С этих работ и принято начинать установку чугунного радиатора. А в конце вы можете установить для большей декоративности экран для чугунной батареи.

Группирование секций радиатора

В соответствии с проектом первым этапом монтажа чугунных батарей является их разбивка на секции. Для этого закрепляют радиатор на верстаке и в ниппельные открытые отверстия вставляют два радиаторных ключа. Радиаторный ключ с одной стороны имеет для ручки ушко, а с другой стороны – плоскую отвертку, ширина которой дает возможность свободно ей проходить сквозь ниппельное отверстие и в их внутренние выступы упираться.

Читайте также:  Отопительный контур из полипропилена

На соответствующую глубину в нижние и верхние ниппельные отверстия вставляют оба радиаторных ключа. Для того чтобы предотвратить перекос секций, необходимо ниппеля развернуть одновременно, поэтому такую операцию выполнять должны два человека. Ниппеля с разных сторон радиатора имеют разную резьбу, что, конечно, влияет на направление вращения подобного радиаторного ключа.

Если совершают отсоединение секций со стороны, где на ниппеле имеется левая резьба, ключ следует вращать вправо; если радиатор разбирается с правой стороны резьбы, то, соответственно, радиаторный ключ вращается влево. Группировку секций собственно начинают с того, что секции, которые будут соединять, укладывают на верстак и смазывают ниппель олифой. Далее надевают прокладки и производят ввинчивание ниппелей на 1-2 нитки резьбы.

Окончательно завертывание ниппелей выполняют с помощью обоих радиаторных ключей одновременно. Само направление вращения ключей зависит также от того, с какой стороны будут группироваться секции: ключ со стороны секции с левой резьбой вращается вправо, а со стороны секции с резьбой правой – влево.

Гидравлическое испытание радиатора

После группирования секций и соединения чугунной батареи стоит заняться гидравлическим испытанием собранного чугунного радиатора на специальном стенде. Подключается радиатор к гидравлическому прессу и заполняется водой, перед этим не забудьте выпустить весь воздух из прибора. В радиаторе под действием пресса создают нужное давление в пределах 4 – 8 кгс/см. кв.

Если во время испытания стрелка манометра начнет падать, это значит, что плохо свернуты секции, или у них возникли трещины. Необходимо в таком случае заменить бракованные секции или подтянуть ниппели радиаторными ключами. Небольшие трещины вы можете заделать эпоксидным клеем. Маленькую течь в местах, где соединяются секции, можно устранить при помощи замены прокладок.

Грунтовка и окраска радиатора

Затем можно переходить к покраске чугунной батареи. Первое, что нужно сделать перед покраской с радиатором, это с него удалить следы шелушащейся краски и коррозии. Далее необходимо подготовить поверхность. При помощи смывки удалите старую краску, а затем обработайте старательно наждачкой. Для такой цели используют специальную насадку на дрель, болгарку, щетку с металлическим ворсом.

Если уже на радиаторе имеются несколько слоев краски, может быть, следует избавиться от них, так как эти слои могут препятствовать нормальной теплоотдаче. Для этой цели нужно убрать краску термическим способом или применить различные химические средства. Если старая краска держится ровно, и нет тенденции к расслаиванию, вы можете наносить новую краску поверх предыдущей.

Также перед началом покраски чугунных батарей необходимо с них убрать всю пыль и произвести обезвреживание. Для такой цели необходимо взять обычный растворитель. Далее нужно всю поверхность радиатора обработать грунтовкой, которая подбирается так, чтобы характеристики ее по максимуму соответствовали характеристикам краски. Чаще всего покраска чугунных батарей выполняется специальной изогнутой кистью, предназначенной для радиаторов, так как внутренние поверхности секций прокрасить обычной кистью весьма затруднительно.

Если окраска будет проводиться в вертикальном положении, нужно проделывать работы сверху вниз, чтобы не случилось образование потеков. После того, как высох слой грунтовки, можно приступить к окрашиванию батареи декоративной эмалью. Для радиаторов эмаль нужно выбирать специальную. В обратном случае вы рискуете тем, что краска начнет шелушиться, желтеть в самый разгар отопительного сезона.

К лакокрасочным материалам для чугунных батарей предъявляются следующие требования:

  • Устойчивость к воздействию довольно высоких температур (так называемый тепловой стандарт). Необходимо, чтобы краска выдерживала температуру радиатора, который нагревается до 80 градусов.
  • Способность прекрасно противостоять коррозии металла.
  • Отсутствие склонности к изменению цвета.

На рынке в наше время для радиаторов существует множество различных эмалей, но наибольшим спросом пользуются акриловые из-за того, что при окраске батарей отсутствует токсичный запах, в отличие от алкидных эмалей. Такие краски при необходимости можно разводить водой, и при попадании на руки, одежду и другие места они прекрасно смываются. Кроме того, акриловые составы прекрасно выдерживают использование в условиях высоких температур, не трескаются, не шелушатся, не желтеют.

При окраске чугунных радиаторов помните, что не рекомендуется лакокрасочные покрытия наносить на горячую батарею, так как увеличивается риск того, что получатся неровные покрытия, а также усиливается резкий запах краски. Приступайте к малярным работам с верхней части батарей, потому что согласно закону всемирного тяготения стекающая краска может повредить нижний слой.

Сначала окрашиваются внутренние перекрытия радиаторов, а потом – наружные для того, чтобы избежать появления различных пятен на одежде и руках. Необходимо запомнить еще одно правило при покраске чугунных батарей: два тонких слоя краски намного лучше одного толстого слоя.

Установка чугунного радиатора

Обычно чугунные радиаторы устанавливают под окнами. При этом рекомендуется придерживаться определенных требований:

  1. Необходимо, чтобы ребра радиатора были строго вертикальными.
  2. Отклонение центра радиатора не должно от центра оконного проема быть больше 2 сантиметров.
  3. Расстояние от верхней плоскости отопительного прибора до подоконника не должно превышать 5 сантиметров. Это нужно для удобства ремонта, демонтажа и ухода за прибором.
  4. Расстояние от пола до батареи должно составлять не менее 6 сантиметров, чтобы было удобно убирать пол под радиатором.
  5. Расстояние между радиатором и стеной определяется в зависимости от материала и толщины стен, а также от метода установки нагревательного прибора.

Кроме того, запомните, что в одном помещении все нагревательные радиаторы необходимо устанавливать на одно уровне! Перед тем, как навесить нагревательные приборы, рекомендуем выполнить для кронштейнов разметку отверстий. Для такой цели необходимо изготовить специальный шаблон из тонкой фанеры, размеры которого должны несколько превышать размер чугунной батареи.

На самом шаблоне в местах, где крепятся кронштейны, на одной линии в нижних и верхних рядах условных секций просверливают отверстия. На один отопительный прибор количество кронштейнов определяется, исходя из следующего расчета: на каждый метр квадратный нагревательной поверхности должен приходиться один кронштейн. Далее шаблон устанавливают по отвесу на то место под окном, где необходимо будет установить чугунный радиатор.

На месте отверстий в стене пробивают гнезда шлямбуром, которые впоследствии просверливают, предварительно убрав шаблон. Размеры гнезд должны позволять кронштейны вставить на глубину не меньше 12 сантиметров и цементным раствором замуровать их. Чтобы обеспечить прочную фиксацию кронштейнов в цементном растворе, необходимо изготовить второй шаблон.

Этот шаблон делают из куска доски и стальной арматуры, потом вставляют в том месте, где выходят кронштейны из цементного раствора. Затем, как застыл цементный раствор, можно убрать шаблон. Применение такого шаблона дает возможность предотвратить искривление самих вставок кронштейнов после того, как застынет цементный раствор.

Соединение с системой отопления чугунных батарей выполняется при вывернутых заглушках посредством сгона. Все резьбовые соединения для лучшей герметичности необходимо уплотнить паклей. Далее открываем вентиль, для того чтобы батарея заполнилась водой.

Замена и прочистка чугунных батарей

Иногда с радиатора начинает капать вода, и тогда возникает вопрос, как устранить течь чугунной батареи. Для этого нужно сначала провести демонтаж батареи, приготовив рычажный трубный ключ нужного размера, чтобы открутить фланцы контргайки, или труборез, при помощи которого можно обрезать трубу возле контргайки, если невозможно ее открутить.

Радиатор после этого следует отсоединить от системы обогрева и снять его с кронштейна. Такую работу необходимо выполнять летом, пока не включено отопление. Зимой же в таком случае нужно весь дом оставить без отопления и, конечно же, спустить из системы всю воду. Процедура разборки-сборки чугунных радиаторов является процессом довольно трудоемким и требует необходимых навыков от исполнителя.

Зачастую бывает, что нужно поменять какую-нибудь одну секцию, или после продолжительной эксплуатации чугунный радиатор забивается ржавчиной, хотя он остается полностью пригодным. В этом случае необходимо его разобрать и промыть. Перед разборкой чугунной батареи нужно убедиться в наличии таких материалов и инструментов: трубный и батарейный ключ, болгарка, зубило с молотком, щетка для удаления ржавчины, паяльная лампа, прокладки, пакля, ниппели.

Дальше производится разборка чугунной батареи: сначала паяльной лампой нагреваются пробки на батареях, после чего они откручиваются. Далее аккуратно болгаркой между секциями радиатора режется ниппель, затем секции необходимо рассоединить. После этого необходимо выбить зубилом ниппель, при этом не повредив резьбу, которую потом нужно хорошо почистить.

На последнем этапе чугунные батареи группируют и собирают. Необходимо помнить, что с разных сторон радиатора ниппели имеют различное по направлению резьбовое соединение. Между секциями устанавливают прокладки и для более хорошей герметичности намазывают силиконом. После этого и нужно проводить промывку чугунных батарей внутри с помощью шланга.

Таким образом, практически во всех новых домах устанавливают радиаторы, которые созданы по последним технологиям. Чугун в современных реалиях кажется довольно тяжелым и слишком громоздким, поэтому весь мир переходит на более современные альтернативы. Конечно, это довольно важные доводы, но все-таки наша страна отличается от Европы и целого мира. И у нас целесообразнее устанавливать чугунные батареи.

Как разобрать чугунную батарею отопления – руководство по демонтажу и разборке радиаторов по секциям

В подавляющем большинстве отопительных систем на сегодняшний день используются батареи, которые в той или иной степени знакомы практически всем людям. Отопительные батареи могут изготавливаться из чугуна, стали и алюминия. Самыми популярными являются чугунные изделия – в арсенале их достоинств длительный срок службы (более 50 лет), хорошая теплоотдача и неплохая устойчивость к коррозии.

Чтобы достоинства чугунных батарей могли проявить себя, их необходимо регулярно красить, очищать, а порой – и ремонтировать. Разумеется, эти работы нельзя выполнить на установленных приборах при функционирующей системе отопления – радиаторы сначала нужно снять, а потом разобрать. О том, как разобрать чугунную батарею, и пойдет речь в этой статье.

Демонтаж радиаторов из чугуна

Для демонтажа чугунных отопительных радиаторов требуется следующий набор инструментов:

  • Трубный ключ номер 3 (потребуется для откручивания контргайки и футорки);
  • Труборез или болгарка;
  • Ножовка по металлу;
  • Зубило;
  • Молоток и кувалда;
  • Щетка.

Лучше всего демонтаж чугунных радиаторов (да и любых других отопительных приборов) выполнять в летнее время, когда отопительная система находится в отключенном состоянии. Перед тем, как разобрать чугунную батарею отопления по секциям, необходимо слить весь теплоноситель из отопительного контура.

Первым делом необходимо отвернуть контргайки, которые расположены на подводках к радиаторам. Далее отворачиваются футорки, и радиатор можно снимать. Если же возможность открутить контргайки отсутствует, то подводки попросту обрезаются, после чего радиатор без проблем снимается с опор.

Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям

Перед тем, как разобрать чугунный радиатор отопления, необходимо заготовить набор инструментов:

  • Ключ для разборки чугунных батарей (5/4 дюйма для старых приборов и дюймовый – для новых);
  • Разводной ключ второго или третьего номера;
  • Мел;
  • Дюймовая труба длиной 50-100 см.

Также нужно найти удобную площадку, на которой можно будет разбирать радиатор. Хорошим вариантом будет прочный деревянный щит, положенный на ровную площадку. Батарея укладывается на этот щит горизонтально, и можно приступать к разборке.

Технология разборки радиатора выглядит следующим образом:

  1. В первую очередь нужно понять, в какую сторону откручиваются глухие пробки, после чего их нужно отвернуть. Перед тем, как разобрать батарею отопления, необходимо отметить на ключе длину до выкручиваемого ниппеля. Чтобы сделать это, ключ кладется на батарею, и его край доводится до той точки, где находится втулка. На ключе при помощи мела по кругу делается отметка, до которой ключ вставляется в батарею.
  2. Далее нужно разбираться, в какую сторону должен вращаться ключ для чугунных батарей – они могут иметь как левую, так и правую резьбу. Соответственно, при вращении в разные стороны секции батареи будут расходиться или сходиться. Направление вращения определяется при помощи футорки, которая вворачивается с той же стороны, куда впоследствии будет вставляться ключ.
  3. При правой резьбе футорка вкручивается по часовой стрелке, поэтому направление вращения ключа при раскрутке будет противоположным. С левой резьбой ситуация меняется с точностью до наоборот.
  4. Непосредственно раскрутка радиатора начинается с первой секции. Первым делом нужно сорвать резьбу поочередно на обоих ниппелях (как правило, достаточно всего лишь половины оборота ключа). Далее батарея постепенно раскручивается с каждой стороны так, чтобы расстояние между секциями составляло около 0,5 см.
  5. При раскрутке очень важно соблюдать указанный зазор между секциями – если раскрутить батарею с одной стороны сильнее, то есть немалая вероятность того, что резьба заклинит. В процессе раскручивания на ключ стоит надеть трубу, чтобы уменьшить требуемые усилия.

По такой технологии разбирается любой современный радиатор. Зачастую на таких отопительных приборах имеются заглушки с промаркированным направлением резьбы.

Разборка старого радиатора

В случае со старыми батареями могут возникнуть некоторые проблемы – например, резьба в таких приборах может прикипеть, поэтому ее перед разборкой потребуется разогреть при помощи паяльной лампы или автогена. Когда стыки разогреты, нужно быстро сорвать ниппели с обеих сторон батареи. По такой же методике выкручиваются любые прикипевшие к батарее элементы.

Читайте также:  Ремонт системы отопления в многоквартирных домах: виды и содержание работ

Ниппель после длительной эксплуатации батареи может напрочь проржаветь. В таком случае зацепить его ключом будет невозможно, поэтому для разборки батареи потребуется ножовка или болгарка. Остатки ниппелей выкручиваются со своих мест, а резьба зачищается при помощи щетки.

Если же ни один из описанных способов не помогает, остается средство крайнего случая – разбить батарею кувалдой. Перед тем, как разбить чугунную батарею, ее нужно положить на горизонтальную поверхность и бить по средней осевой линии кувалдой до того момента, пока часть секции не отвалится. После этого батарею нужно перевернуть и повторить операцию, чтобы разбить всю секцию.

Остается лишь поставить радиатор вертикально, нанести несколько ударов по уцелевшим секциям и раскрутить их. Конечно, о целостности всего радиатора в таком случае говорить не приходится – в большинстве случаев теряется половина секций.

Заключение

Разобрать чугунный радиатор непросто, несмотря на вполне понятную технологию этого процесса. Тем не менее, иногда необходимость в разборке все же возникает, и знание о том, как ее выполнять, лишним не будет.


Установка чугунных радиаторов отопления: замена, разборка

Если доверять историкам, то первые чугунные батареи появились еще в конце 19 века. Изменялись эры и взоры, новые течения в моде приходили на смену устаревшим, но, однако, устройство чугунного радиатора отопления, в базе своей осталось прошлым. Потом мы попытаемся разобраться, чем вызвана такая устойчивая популярность и как сложно установить либо заменить таковой чугунный агрегат.

В чем секрет популярности

  • Начнем с того, что такие агрегаты считаются чуть ли не самыми долговечными. Большая часть солидных производителей смело дают гарантию на 50 лет. И это в полной мере оправдано, к примеру, в Царском селе сейчас функционирует радиатор, установленный еще 110 лет назад;

Принципиально важно: бытует вывод по поводу того, что на данный момент чугунный радиатор хуже чем советских времен. Это правильно только частично. Тут все зависит от качества изделия и компании производителя. В случае если батарея отлита в соответствии с отечественным либо европейским ГОСТам, то опасаться нечего. Но получая агрегаты от китайских либо турецких «мастеров», человек, по сути, берет кота в мешке.

С обстоятельствами всенародной популярности мы как бы разобрались.

Сейчас давайте поболтаем о подводных камнях этих отопительных устройств:

  • Первая обстоятельство, по которой многие отказываются от чугуна, это важный вес конструкции. Посудите сами, стандартная секция имеет массу порядка 7 кг, на одну комнату в среднем устанавливается 7 – 10 секций. В следствии имеем от 50 до 70 кг пустой конструкции, при заполнении добавляется еще 1 – 1,5 кг на каждую секцию. Кроме неприятностей с установкой, не каждая стенки может выдержать таковой агрегат;
  • Минимальный количество теплоносителя в одной ячейке образовывает порядка 1л. У современных соперников данный показатель меньше в 3 – 5 раз. А как мы знаем, чем больше жидкости, тем больше энергии требуется для ее прогрева и поддержания температуры. Плюс быстро регулировать температуру в таких системах, благодаря высокой инертности, очень затруднительно;

  • Площадь таких конструкций, если сравнивать с современными аналогами, немного меньше, соответственно и теплоотдача ниже;
  • Упреки по поводу малопривлекательного дизайна не состоятельны, их в какой-то степени возможно адресовать распространенным МС-140. Что же касается фигурного литья, то по своей красоте они оставляют на большом растоянии сзади современных собратьев;

Замена и установка батарей

Совет: определившись с типом конструкции, затевать лучше с закупки самих батарей. Дело в том, что такие вещи как заглушка для чугунного радиатора, кран Маевского, кронштейны для подвески и другая фурнитура, довольно часто идут в наборе с изделием.

Разборка ветхого радиатора

В случае если ваша чугунная батарея стала не достаточно хорошо греть, а поменять ее на новую вы по каким-либо обстоятельствам не хотите, возможно сделать ей профилактику, почистить, промыть, перекрасить и она прослужит еще столько же.

Разборка чугунных радиаторов отопления занятие несложное, но требующее аккуратности.

  • Изначально направляться убедиться в том, что из системы слита вода, в этом случае не следует сохранять надежду на личные познания, лучше обратитесь к слесарям. Так как кроме того в летний период без особенной необходимости воду смогут не сливать;

  • Потом инструкция предписывает отсоединить агрегат от системы. В случае если имеется резьбовое соединение, то все просто, взял газовый ключ и отвинтил. За неимением такового нужно будет воспользоваться болгаркой, по окончании чего снять конструкцию с навесов;
  • Чтобы сделать капитальную профилактику, нужно разобрать «баян» на секции. Конкретно разборка чугунных радиаторов отопления начинается с отвинчивания всех боковых заглушек. Тут имеется один нюанс, чтобы хрупкий металл не лопнул, заглушки необходимо предварительно разогреть паяльной лампой;
  • При отвинчивании направляться быть внимательным. Резьба чугунного радиатора возможно правой либо левой;

  • Неприятность относительно того, как выяснить направление резьбы в чугунных радиаторах среди специалистов решается просто. С правой стороны секции нарезается правая резьба, соответственно с левой стороны будет левая;

Совет: так как выяснить резьбу на чугунном радиаторе любителю бывает сложно, особенно при откручивании заглушек обратите внимание на сами пробки. Под слоем краски на них в обязательном порядке имеется литера «П» либо «Л». Что свидетельствует, правая либо левая резьба.

  • По окончании отвинчивания заглушек у вас раскрывается доступ к внутренней части. По большому счету секции соединяются ниппелями, они напоминают кусочки трубы с различными видами резьбы по обеим концам. Изнутри в ниппеле имеется пазы для радиаторного ключа. На фото продемонстрирован таковой ключ и схема завинчивания;

  • Но, в большинстве случаев, в ветхих батареях пазы под радиаторный ключ уже проржавели а также по окончании нагрева, выкрутить ниппель нереально. Тут вступает в работу простая болгарка, ветхие ниппеля попросту разрезаются. По окончании чего их остатки сбрызгиваются средством для удаления ржавчины и бережно выбиваются зубилом из резьбы;
  • В то время, когда ваша чугунная «гармошка» разобрана на секции, ее внутренность промывается водой под громадным напором. Краску сверху возможно ободрать при помощи насадки на дрель либо болгаркой с насадкой в виде железной щетки;

Сборка и монтаж новой батареи

Совет: в случае если в квартире стоят ветхие металлические трубы, то лучше их сходу поменять на пластик, причем врезаться у соседей, сверху и снизу. Пара метров трубы с фурнитурой обойдутся в копейки, а спаять их достаточно просто.

Как уже упоминалось, сборка секций в таких радиаторах выполняется при помощи ниппелей. Перед соединением на резьбу направляться намотать уплотнительную фум-ленту. Ветхие мастера предпочитают уплотнять пенькой и масляной краской, но тут нужен навык.

Инструкция приблизительно такова:

  1. Радиаторный ключ заводится в секцию, на него надевается ниппель с фум лентой, по окончании чего обе секции соединяются и ниппель вкручивается;
  2. Не забудьте предварительно надеть на него резиновую прокладку, она будет являться уплотнением между секциями;
  3. Затягивать необходимо с разумным усилием, чтобы не лопнул металл.

Подключение чугунных радиаторов отопления к системе возможно боковым, нижним либо диагональным, но какой бы вариант вы не выбрали, лучше сходу на входе и выходе установить отсекающие шаровые вентили и смонтировать байпас. Так, у вас постоянно будет возможность заменить радиатор без отключения системы и слива воды.

Крепеж для чугунных радиаторов отопления необходимо брать особенный. В случае если те кронштейны, каковые идут в наборе вас не устраивают, то выбирая из каталога, направляться обращать внимание лишь на кронштейны либо напольные стойки с пометкой «усиленные», они вычислены на вес чугунных конструкций.

Принципиально важно: на 6 – 8 секций устанавливается 1 кронштейн снизу по центру и 2 кронштейна сверху. С повышением на 5 ячеек добавляется по дополнительному навесу вверху и внизу.

На видео в данной статье продемонстрирована технология установки радиаторов.

Вывод

Как видите установка чугунного радиатора отопления своими руками это не верховная математика и при громадном жажде такая работа под силу любому хорошему хозяину. В случае если вода из системы слита, возможно попытаться, тем более что пригласить слесарей вы постоянно успеете.

Чугунные радиаторы отопления: типичные проблемы особенности разборки и монтажа

Содержание

Что представляют собой современные чугунные радиаторы отопления? Мы постараемся взвесить их достоинства, недостатки и описать характерные для них проблемы вместе со способами их устранения своими руками.

При словах «чугунная батарея» в памяти всплывает именно такая картина.

Какими они бывают

Конструкция

  • Секционные чугунные отопительные радиаторы знакомы каждому из нас с детства. Именно они украшали пространство под подоконниками в абсолютном большинстве квартир советской постройки.

Чугунная литая секция с довольно большим внутренним объемом и солидной массой свинчивается с соседними секциями ниппелями с противонаправленными резьбами. Герметичность обеспечивают прокладки из паронита — жесткой термостойкой резины.

  • Цельнолитые радиаторы встречаются среди дизайнерских конструкций. Если секционные отопительные приборы могут наращиваться по мере необходимости, то здесь мы имеем дело с батареей, обладающей фиксированной тепловой мощностью. Чаще всего это массивные напольные конструкции на ножках.
  • Экономайзер (он же труба ребристая чугунная) — еще один вид неразборного отопительного прибора. Впрочем, при необходимости экономайзеры легко объединяются: каждый из них заканчивается фланцами, позволяющими с помощью болтов и прокладок собрать прибор со сколь угодно большой теплоотдачей.

Полезно: чаще всего из экономайзеров собирается подобие горизонтального регистра. Однако последовательный монтаж, если планировка помещения его позволяет, даст более эффективный обогрев. Тепловая завеса будет создаваться по всему периметру, препятствуя промерзанию стен и сквознякам.

Читайте также об особенностях применения жидкости для отопительных систем.

На фото — чугунные экономайзеры. Они используются не только как отопительный прибор, но и как теплообменник, отбирающий тепло у печных газов.

Внешний вид

Понятно, что в квартирах чаще всего применяются обычные секционные батареи. Изменились ли они со времен нашего детства?

Отчасти. Те же самые радиаторы МС-140, к которым мы привыкли в советскую эпоху, по-прежнему производятся и изменились за последние 30 лет крайне незначительно.

Наряду с ними, однако, появились чебоксарские ЧМ2 и ЧМ3, различающиеся количеством каналов. Их визитная карточка — плоская, как у алюминиевых батарей, передняя поверхность.

Они не одиноки. Перед вами радиаторы Бриз из города Электросталь.

Турция может порадовать радиаторами Demrad Ridem, которые по межосевым расстояниям подходят к отечественным подводкам без какой-либо адаптации и при этом очень красивы. Увы, теплоотдача довольно скромна — 124 ватта на секцию. Обычно она достигает как минимум 160 ватт.

Напольные чешские Viadrus Bohemia R, напротив, блеснули тепловой мощностью в 230 ватт на секцию при том же межосевом расстоянии. Однако благодаря большой глубине отопительного прибора может использоваться только как напольный.

Напольный Viadrus Hellas 270 имеет минимальную высоту — оси подводок разделяют всего 27 сантиметров. Зато британский Carron Orleans, напротив, переросток — почти метр высоты.

Дизайн варьируется от модерна до ретро — на любой вкус и цвет. Понятно, что дизайнерские радиаторы недешевы. Цена пресловутого Carron Orleans — около пяти тысяч рублей за секцию, однако перед нами скорее элемент дизайна помещения, чем отопительный прибор. С другой стороны, пресловутые МС-140 можно приобрести по цене от 350 рублей.

Общие особенности

Что объединяет все отопительные чугунные радиаторы?

Хрупкость. Серый чугун — не самый прочный по отношению к механическим нагрузкам металл. Он боится падений, сильных ударов и резких скачков давления.

К слову: для абсолютного большинства чугунных отопительных приборов максимальное рабочее давление не превышает 10 атмосфер. Меньшую прочность на разрыв обеспечивают только пластинчатые стальные и алюминиевые экструзионные радиаторы.

Повредить чугун вполне реально. Зимой последствия будут очень неприятными.

  • Устойчивость к коррозии и, как следствие, долговечность при эксплуатации в штатных условиях. Трудно найти человека, у которого бы протекла чугунная секция. Это, впрочем, не означает беспроблемной эксплуатации собранных из них радиаторов, их неприятные особенности мы рассмотрим в соответствующем разделе статьи.
  • Большой вес секции. Толщина стенок компенсирует низкую прочность чугуна, волей — неволей радиаторы выходят очень массивными. Среди напольных изделий легко встретить те, чья масса в сухом виде достигает 150-180 килограммов.
  • Большой внутренний объем секции. Дело в том, что хрупкость и низкая теплопроводность чугуна не позволяют изготовить секцию с большой площадью оребрения. Приходится заставлять теплоноситель задержаться в отопительном приборе и отдать больше тепла.

    У последнего пункта есть практическое следствие для централизованных систем. Любой чугунный радиатор отопления нуждается в периодической промывке. Все взвеси выпадают в осадок там, где скорость движения теплоносителя минимальна — в отопительном приборе.

    Читайте также:  Эффективное водяное отопление с незамысловатым набором составных частей

    Почему этой проблемы лишено автономное отопление? Да просто потому, что в автономном контуре циркулирует фиксированный объем теплоносителя. После того, как он прошел грязевик один раз, новым взвесям неоткуда взяться.

    Еще один вывод, который можно сделать из последних двух пунктов: рассматриваемый нами тип отопительных приборов обладает большой тепловой инерционностью. Он медленно нагревается и медленно остывает.

    Узнайте также о достоинствах газовых котлов отопления Вайлант.

    При весе с теплоносителем больше двух центнеров эта махина будет остывать несколько часов.

    Типичные проблемы

    • Чугун боится гидроударов. Резкий скачок давления может полностью разрушить секцию. Не стоит, однако, делать из этой особенности приборов пугало: в первую очередь, крайне низкой прочностью страдает продукция, которую поставляет Китай. И то лишь от нескольких производителей. Много ли вы видите китайских радиаторов на нашем внутреннем рынке?

    Скажем так: автор за 10 лет работы сантехником сталкивался из первых рук с разрушением чугунных секций только вследствие разморозки.

    • Вторая проблема куда более глобальна. Межсекционные прокладки за несколько лет эксплуатации неизбежно теряют эластичность. Чем это плохо? Вспомните школьный курс физики.

    При нагреве секции расширяются, сдавливая прокладки сильнее. При охлаждении после окончания отопительного сезона они сжимаются. Переставшая быть эластичной прокладка начинает течь. К тотальному затоплению квартиры это не приведет, но лужа под батареей гарантирована.

    Инсайдерская информация: когда количество межсекционных течей становится большим, жилищники часто просто сбрасывают на лето систему отопления. При ее запуске нагревшиеся секции снова сжимают прокладки, и капель под батареями прекращается. Инструкция по эксплуатации отопительных систем запрещает их осушение на лето, поскольку при этом ускоряется коррозия стальных труб. Однако часто просто нет иного выхода. Потребность в ремонте при текущих нормах обслуживания жилья давно превышает человеческие возможности.

    Бурые потеки между секциями внизу — последствия незначительных протечек.

    Разборка и монтаж

    У монтажа чугунных радиаторов есть всего лишь одна особенность: кронштейны крепятся только к капитальной стене. Причина — солидный вес отопительных приборов. Способ крепления — любой: пристрелка монтажным пистолетом, анкеры, дюбеля с шурупами… наконец, радиаторы часто вешают на вбитый в предварительно просверленное отверстие стальной штырь.

    Для разборки ( в частности, при течах между секциями) используется радиаторный ключ — сплюснутый на конце толстый стальной пруток. Порядок разборки таков:

    • На поверхности радиатора отмеряется расстояние от торца до нужного нам межсекционного соединения.
    • Радиаторный ключ вставляется в батарею на нужную длину и проворачивается, пока не зацепит внутренние выступы ниппеля. Со стороны подводки резьба в большинстве случаев обычная, правая, если вы вставили ключ со стороны глухой пробки — откручивать ниппель вам придется по часовой стрелке.
    • Выкручивайте ниппелль не более чем на один оборот за раз, затем переходите к второму ниппелю. Перекос может повредить радиатор.
    • Прокладка приобретается готовой или вырезается из обычной автомобильной камеры.

    Сборка чугунных радиаторов отопления происходит аналогично, меняется лишь направление вращения ключа.

    Этот отопительный прибор явно разбирается не в первый раз. При фабричной сборке ставится паронит, здесь же прокладки из сырой резины.

    Что в итоге?

    Еще немного о чугунных радиаторах вам расскажет видео в конце статьи. Теплых зим!

    Читайте также об особенностях эксплуатации котлов отопления на дровах.

    Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломок

    Ремонт чугунных радиаторов отопления бывает поверхностным и капитальным. В первом случае пытаются устранить течь простейшими способами, чтобы «дотянуть» до окончания отопительного периода. Во втором варианте подвергают батарею полной разборке, раскручивают секции, делают промывку.

    Особенности ремонта чугунной батареи

    По своей структуре чугун от обычного металла отличается хрупкостью. Основной особенностью его ремонта является осторожное обращение с радиатором. При появлении течи поврежденный участок нельзя обстукивать от ржавчины и накипи. Нанесенные удары приведут к появлению новых микротрещин, которые при поступлении горячего теплоносителя начнут расширяться.

    Это касается и чугунных радиаторов, которые подвергают промывке. Нельзя ударять по секциям металлическим молотком, чтобы быстрее отпала грязь. Если предусмотрена разборка на секции, то соединительные ниппели раскручивают осторожно. Они тоже чугунные и могут треснуть.

    Несмотря на массивный вес, чугунный радиатор хрупкий и боится ударов

    Если ремонт течи можно осуществить методом накладки бандажа, то участок возле трещины просто зачищают. Такие действия не разрушат чугунные стенки секции. Во время промывки иногда требуется простукивание. Делать это можно, но легонько и только деревянным молотком.

    Чугунные советские радиаторы после длительного срока службы смотрятся не эстетично. Часто по этой причине от них пытаются избавиться. Однако их можно превратить совершенно в новые батареи, если воспользоваться еще одной особенностью ремонта. Он состоит из четырех действий:

    1. Чугунный старый радиатор промывают химическими реагентами. Действие помогает очистить внутри секции от грязи, ржавчины, твердых солевых отложений.
    2. Промытый радиатор разбирают на секции. Участок коллектора, где нужно раскрутить чугунный ниппель, прогревают паяльной лампой.
    3. Каждую чугунную секцию сверху подвергают пескоструйной обработке. В итоге ее нельзя будет отличить от нового изделия.
    4. После очистки чугунные секции вновь собирают в батарею. На участках стыковки коллекторов ставят новые уплотнительные кольца. Если ниппели плохие, их аналогично меняют. Оптимально заменить боковые пробки, где производится подключение трубопровода к радиатору. У них резьба уже будет изношена, и в этом месте может проявиться течь.

    После проведенного ремонта на выходе предстает новый радиатор. Именно такие чугунные батареи чаще всего после восстановления продают фирмы, выдавая их за новый товар. Теперь осталось радиатор покрасить и повесить на свое место.

    Почему может сломаться чугунная батарея

    Причин возникновения дефекта на чугунных секциях радиатора мало, но они есть. Неполадки могут даже проявиться без образования течи, что скажется на плохой работе батареи. Чтобы найти верный способ ремонта, нужно правильно определить причину поломки:

    1. Чугунные приборы отопления тяжелые. Если их подвешивать на слабых кронштейнах, со временем происходит перекос. Секции начинают «завоздушиваться» и не греют. Со слабых кронштейнов радиатор способен сорваться, оборвать трубопровод. При падении от удара на чугунных секциях появятся трещины.
      От гидроудара способна треснуть стенка секции
    2. Чугун слабоустойчив к гидроударам в системе отопления, другим механическим воздействиям, наносимым человеком во время монтажа. Даже если секция не треснула, течь способна проявиться в местах соединения.
    3. Засор является распространенной причиной неисправности. Внутри секций оседают грязь, солевые отложения. Периодически требуется проводить капитальный ремонт с промывкой химическими реагентами.
      Резиновые кольца на соединении коллекторов секций периодически нужно менять
    4. В местах соединения коллекторов секций установлены резиновые кольца. Со временем прокладки изнашиваются. Резину разъедают химические реагенты во время промывки. При капитальном ремонте прокладки обязательно меняют.
    5. Причиной поломки может стать банальное размораживание радиатора. Например, хозяин долгое время не появляется на даче. При сильных морозах теплоноситель замерзает в системе отопления. От расширения воды чугунную секцию разрывает.

    Признаки поломки выявить несложно. О загрязнении или завоздушивании радиатора свидетельствуют непрогретые участки. Если на чугунной поверхности еще нет течи, но уже появился белый или ржавый налет, это первый «звонок» об опасности. С ремонтом затягивать нельзя.

    Способы ремонта чугунных батарей отопления

    Технология ремонта зависит от причины неисправности. Если происходит частое завоздушивание из-за перекоса, радиатор выравнивают по горизонтали на стене, усиливают дополнительными кронштейнами. При засоре секций способ ремонта один – промывка реагентами.

    При появлении течи часто применяют народные способы ремонта:

    1. Небольшую трещину на секции ликвидируют заклеиванием эпоксидной смолой с кусочками марли. Этот метод поможет устранить течь на подводящей к радиатору трубе или в месте соединения коллекторов секций.
      Для устранения течи на доступном участке наматывают бинт, пропитанный эпоксидной смолой
    2. Коллектор радиатора или подводящая труба имеют круглое сечение. Устранить течь поможет наложение хомута.
    3. Заклеить трещину на радиаторе поможет холодная сварка. Средство для экстренного ремонта напоминает пластилин, который нужно размять руками и наклеить на чистую поверхность.
      Холодная сварка поможет быстро устранить течь

    Каждый способ ремонта подбирают индивидуально для конкретной ситуации. Все зависит от того, в каком месте образовалась течь.

    Как отремонтировать чугунную батарею отопления

    Ремонт начинают с подготовительных действий. Под радиатором застилают пленку, так как без воды и грязи здесь не обойтись. Важно знать, если выбран способ заклеивания эпоксидной смолой или холодной сваркой, то радиатор нужно отключить от системы отопления, иначе течь теплоносителя не даст приклеиться бандажу к чугунной поверхности. Однако сделать это можно, когда батарея оснащена запорной арматурой.

    Допустим, краны на подводке труб к радиатору имеются. Перед началом ремонта их нужно закрыть. Следующим действием сливают с батареи теплоноситель, чтобы устранить течь. Проблемный участок зачищают от краски, грязи, ржавчины. Обезжиривают ацетоном или спиртом. Эпоксидную смолу наносят на полоску бинта или х/б ткани. Если трещина на ровном участке секции, то заплатку просто наклеивают несколькими слоями, дав время каждому из них застыть. На участок подводящей трубы или коллектор просмоленный бинт наматывают в виде бандажа. После застывания участок закрашивают под цвет радиатора.

    Проблемный участок перед ремонтом очищают от краски и обезжиривают

    Аналогичные действия выполняют, когда предусмотрен ремонт чугунной батареи холодной сваркой, но бинт или полоска ткани понадобятся для других действий. Средство напоминает пластилин. Перед использованием отрезают необходимое количество массы и разминают ее руками. В это время происходит смешивание компонентов, отвечающих за отвердевание холодной сварки. Размягченную массу приклеивают на участок, требующий ремонта. Сверху полоской ткани пытаются намотать бандаж. Чем сильнее прижать холодную сварку к чугунной поверхности, тем прочнее получится заплатка.

    Хомут поможет устранить течь, если невозможно радиатор отключить от системы отопления

    В квартирах со старым ремонтом чугунные радиаторы установлены без запорной арматуры. Ремонт эпоксидной смолой или холодной сваркой невозможен, так как теплоноситель постоянно подтекает. Если проблемный участок на трубе или соединении коллекторов секций, выручит хомут. Изделие для бандажа состоит из одного разъемного кольца или двух полуколец. Для стяжки предусмотрены болты. Роль уплотнителя исполняет резиновая полоса. Хомут устанавливают на проблемный участок, затягивают болты до прекращения течи.

    Капитальный ремонт требует полной разборки радиатора

    Если течь образовалась не одна, такой радиатор лучше сразу разобрать. Перед этим его отключают от системы отопления, сливают теплоноситель. Выполняют ремонт в такой последовательности:

    1. Когда чугунная батарея подключена к системе отопления металлическими трубами, прослужившими не один десяток лет, раскручивать сгоны нет смысла. Они все равно оборвутся. Резьбы обрезают болгаркой. На их место придется приваривать новые сгоны.
    2. Радиатор снимают с кронштейнов, укладывают на пол. Ключом пытаются открутить заглушки с коллекторов и гайки с обрезанными сгонами. Важно помнить, что на одном коллекторе будет правая, а на другом – левая резьба. Если гайки не идут, их прогревают паяльной лампой. После откручивания на заглушках резьбы очищают щеткой по металлу. Гайки с обрезанными сгонами лучше выбросить и купить новые. Выкрутить куски трубки с резьбой сложно.
    3. Для разъединения секций внутрь коллектора вводят специальный ключ. Один его конец напоминает лопатку. Именно этой плоской частью ищут зацеп за усики чугунного ниппеля. Он аналогично имеет правую и левую резьбу. Ключом пытаются сорвать ниппель и провернуть на пару оборотов. Если он не поддается, участок коллектора прогревают паяльной лампой. Аналогичную операцию выполняют на противоположном коллекторе. Каждый ниппель поочередно проворачивают на пару оборотов, пока полностью отсоединится секция.

    Подобным образом можно разобрать весь радиатор или отделить поврежденные секции. Если внутри оказалось много грязи, для промывки используют каустическую соду. Подойдет раствор из 9% уксуса и воды в соотношении 1:1. На крайний случай используют 5% раствор серной кислоты. Для промывки жидкость заливают внутрь радиатора на сутки, затем промывают чистой водой. После этих действий батарею разъединяют на отдельные секции, меняют уплотнительные кольца, производят обратную сборку.

    На видео подробнее о ремонте отопительных радиаторов:

    Советы профессионалов

    Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:

    1. После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
    2. Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
    3. Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.

    Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.

    Заключение

    Ремонт чугунных радиаторов отопления в одиночку сложно выполнять, если требуется полная разборка. Проблема связана с большим весом и хрупкостью чугуна. Оптимально пригласить помощника или доверить работу наемным специалистам.

  • Ссылка на основную публикацию